/Files/images/7ca6LjGAi.gif

Кремса Світлана Олександрівна

вчитель географії

Камбурліївської загальноосвітньої школи

І-ІІІ ступенів

Відкритий урок "Вулканизм и вулканы. Гейзеры горячие источники"

Слайд 1

Организационный момент (проверка всего школьных принадлежностей)

Девиз нашего урока : « Ум заключается не только в знании. Но и в умении применять знания на деле». Аристотель.

Учитель. Ребята все готовы. Итак, начнем.

II. Актуализация опорных знаний

Давайте вспомним основные понятия прошлых уроков, без которых мы не можем двигаться дальше.
Интерактивный метод «Микрофон»
1. Что такое литосфера?
2. Что является «сердцем» Земли?
3. Какой слой называют «защитным плащом» Земли?
4. Какой слой земли находится в вязком состоянии?
5. Какие есть два типа земной коры?
6. Чем они отличаются?
Это тот фундамент, на котором мы возведем дом новых знаний – кирпичик за кирпичиком, факт за фактом.

2.«Экспресс – тест» проверка д/з. Оценивается по 0,5 балла
1. Землетрясениями называют: а) подземные толчки, связанные с разрывными движениями в литосфере, б) движения земной коры, в) неустойчивость земной коры.
2. Самая массивная внутренняя часть Земли: а) мантия б) ядро, в) астеносфера.
3. Прибор для определения силы землетрясения: а) термометр б) барометр ) сейсмограф г) эхолот.
4. Какой тип земной коры мощнейший: а) материковый, б) океанический, в) переходный.
5. Источником энергии, что движет литосферные плиты, является: а) внутреннее тепло, б) внешнее тепло, в) энергия Солнца.

Вы получили свой балл за подготовку дома, а улучшить его вы можете во время работы на уроке, получая за каждый правильный ответ бонусные баллы.
Самопроверка.

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Слайд 2

Учитель. На рубеже І и II веков до н.э. поэт, имя которого осталось неизвестным, написал поэму «Этна». Послушайте отрывок из нее:
«Однажды разверзлись этнейские пещеры; зажглась большая гора, выплескивались ее пылающие бездны, и потоки огненной лавы понеслись широкими склонами, заливая все. Молнии разгневанного Юпитера бороздили эфир, вихри темных туч закрыли светлое небо. Все горело – и луга, и лес, и холмы, и тучные нивы, и даже люди. Огонь поглощал все на своем пути. Поселки загорались один за другим...»
Иллюстрация вулкана Этна.
Это описано извержение вулкана Этна (остров Сицилия). Открываем атлас на странице 18-19 и находим его на карте в атласе.

Учитель. Сегодня вы узнаете много нового и интересного об этих огнедышащих горах, это «котлы, с огненным, раскаленным варевом».

• Чтобы понять действие вулканов, нам нужно вспомнить внутреннее строение Земли.

• И так перед вами блок-схема№1 как она называется? («Строение Земли»)

• Самостоятельно заполните ее.

• Взаимопроверка: обмениваются схемами. (Один ученик называет ответы, все проверяют)

• Какой шар Земли зашифрован под цифрой 3? (Астеносфера)

• Что это за шар? (это верхний шар мантии, что находится в вязком состоянии и имеет высокую температуру, приблизительно 1000 °С)


Слайд 3

Объявление темы и цели урока (цель урока ученики определяют самостоятельно)

Цель сегодняшнего урока — углубить свои знания о внутренних процессах Земли и узнать о новых катастрофических проявлениях этих сил нашей планеты.

ІV. Изучение нового материала

Учитель. У вас на партах лежит план урока, по которому мы будем сегодня работать, давайте с ним ознакомимся:

План урока

1. Происхождение названия «вулкан» и представление людей о вулканах.

2. Возникновение вулканов.

3. Строение и продукты извержения вулканов. Виды вулканов.

4. Географическое положение вулканов.

5. Горячие источники и гейзеры.

6.Значение вулканов.

7.ТОП – 5 самых больших извергающих вулканов последних лет.

1. Происхождение названия «вулкан». Представление людей о вулканах.

Слайд 4

Прием «Удиви»

В Тирренском море есть небольшой остров Вулькано. Большую часть острова занимает гора. Древние римляне считали этот остров входом в подземное царство, а также владеньями бога огня и ковальского ремесла-Вулкана. Когда бог гневался, Земля содрогалась, а с горы вылетал огонь и дым. За имя этого бога огнедышащие горы позже стали называться вулканами.

Вулканы, как и землетрясения, связаны с внутренними силами Земли.

Что же это за удивительные горы? Почему и как они «дышат»? вам интересно об этом узнать?

Но обо всем по порядку…

Нам на уроке сегодня будут помогать корреспонденты, которые заранее готовили интересные материалы с этой темы.

Первый корреспондент подготовил нам информацию о происхождении слова «вулкан».

2. Вулканы. Строение, причины их образования.

Рассказ учителя. Слайд 5Вы уже знаете о существовании астеносферы. Что такое астеносфера? Именно здесь происходит образование магмы.

Магма – это вещество, мантии состоящей из расплавленных горных пород и минералов. Движение литосферных плит приводит к разрывам в земной коре. Не зря народная мудрость гласит: «Где тонко, там и рвется».
- И так, что же происходит с магмой?
Так, под действием высокого давления магма трещинами поднимается в направлении к земной поверхности и может затвердевать в толще земной коры или выливаться на поверхность.

Слайд 6. Это явление называется магматизмом.

Магматизм – это процесс образования и движения магмы от шара астеносферы до поверхности Земли.

Слайд 7

На Крымском полуострове есть Медведь-гора (Аюдаг). Как вы думаете, почему ее так назвали? (Потому что она очень похожа на медведя, который наклонился и пьет воду)

Прием «Удиви»

А знаете ли вы, что это вулкан, который «не состоялся»? да это так расплавленная магма по трещинам поднялась и, не смогла прорваться на поверхность, застыла, образовавши куполообразную гору, высота которой 557 м. Такие горы называются лаколитами.

Когда магма не достигает земной поверхности и застывает в трещинах земной коры, это есть проявлением внутреннего магматизма.

Это один из видов магматизма, давайте дадим определение еще одному виду магматизма.

Метод «Незаконченное предложение» (работа с учебником стр. 82)
Определение учащиеся записывают в тетрадь.

Закончить предложение
Слайд 8. Перемещение магмы из недр Земли на поверхность называют -???
Слайд 9. Перемещения магмы из недр Земли на поверхность называют ВУЛКАНИЗМОМ
Слайд 10. ВУЛКАН – это???
Слайд 11
. ВУЛКАН – это выходы вещества мантии на земную поверхность.
Учитель. А сейчас мы свами проведем опыт, который продемонстрирует нам с вами извержение вулкана.

Опыт
1. Заранее налить в пробирку раствор соды, подкрашенный красной акварельной краской или пищевым красителем.
2. Пробирку обсыпать со всех сторон песком, чтобы ее не было видно, а сама кучка песка напоминала горку.
3. Сверху в пробирку уксус. Происходит реакция между содой и уксусом, на поверхность выливается «поток лавы».

Учитель. Закрепим этот опыт просмотром видеоролика (Извержение вулкана)

Слайд 12. Строение вулкана

Давайте посмотрим на слайд и на рис. 63 (ст. 83) в учебнике.
Перед вами внутреннее строение вулкана. Давайте попробуем, не читая текст, установить соответствие между моим определением и названиями на рисунке.
- Канал, по которому магма поднимается на поверхность -... (жерло)


- Магма, которая извергается на поверхность - ... (лава)


- Отверстие, через которое изливается лава - ... (кратер)


- Гора, что образуется из изверженных веществ - ... (конус)

Учитель. Ребята заполните блок – схему № 2 «Строение вулкана»

Вывод. Ребята, вулканы отличаются от обычных гор - строение и вершиной – это конусообразная гора.

3. Типы вулканов: действующие и потухшие.

Слайд 13,14,15,16

А кто знает, какие бывают вулканы? (действующие и потухшие)

Пользуясь учебником, скажите, какие вулканы называют действующими, а какие — потухшими.

Действующие, что периодически извергаются сейчас или хотя бы один раз за последние 10 тыс. лет.

Спящие вулканы, это те которые не одного раза не извергались в промежутке от 10 тыс. лет до 25 тыс. лет.

Потухшие вулканы не извергаются 25 тыс. лет.

А сейчас послушайте интересную информацию об одном из действующих вулканов на Земле – вулкан Кракатау, которую подготовил нам еще один корреспондент.
Опережающее задание
Слайд 17
Вулкан Кракатау
ВУЛКАН КРАКАТАУ

Практически полностью разрушился вулкан Кракатау, расположенный в Индонезии. Люди долгое время считали его потухшим, а многие даже вообще не догадывались о его существовании.
Мир узнал о нем после разрушительного землетрясения 20 мая 1883 года. В этот день над кратером на 11-километровую высоту внезапно поднялся столб дыма и пепла. Подземные толчки начали распространяться все дальше и дальше и достигли индонезийской столицы Джакарты. Вскоре все затихло, но уже через три недели Кракатау снова заволновался. В августе у него возникли два дополнительных кратера, выбрасывали вулканические газы и пепел. Более чем вдвое вырос и сам остров.
26 августа со страшным грохотом вулкан начал извергаться, засыпая все вокруг пеплом. Почти на 30 км вверх взлетали камни, куски горных пород и песок, а пепел поднимался еще выше. Грохот извержения достиг Австралии и Шри-Ланки.
Уже через час после взрыва Кракатау вся Джакарта погрузилась во тьму, солнце скрылось за тучами пепла. Густые тропические леса, животные и люди погибли.
Извержение вулкана вызвало мощное волнение в море. Пятидесятиметровые цунами...

Учитель. Со временем Индонезийские острова постепенно оправились от разрушений. Снова зазеленели леса, вернулись птицы и животные, и только люди до сих пор стараются держаться подальше от опасного вулкана, который после извержения практически исчез.
Люди не зря опасаются Кракатау, ведь уже через 50 лет после взрыва вулкан снова стал просыпаться. В 1952 году в море начал расти новый вулканический конус. После каждого небольшого извержения он увеличивал свои размеры. В настоящее время высота вновь рожденного вулкана, названного суслик-Кракатау («Дитя Кракатау»), составляет 300 метров, в длину он растянулся на километр.
Учитель. Дети, давайте вспомним из курса природоведения, в каких трех агрегатных состояниях могут находиться вещества? (твердом, жидком и газообразном)
Работа в парах
Слайд 18.
Схема-задание «Вещества, что извергают вулканы»

Пользуясь учебником (ст. 83), закончите схему «Вещества, что извергают вулканы»
Слайд 19,20,21,22. Схема-ответ «Вещества, что извергают вулканы»

Продукты вулканических извержений (рассказ учителя).

Лава - это магма, которая вылилась на поверхность, после того, как температура достигла + 1250 С, скорость ее движения 50 км/час.

Вулканический пепел – это мелкие обломки. Они могут распространяться на тысячи километров.

Вулканические бомбы – обломки лавы размерами от нескольких сантиметров до нескольких метров в диаметре, выброшенные высоко вверх.

Вулканические газы - выделяются сначала с кратера, а потом – из лавовых потоков. Газы и пар нагреты до очень высоких температур. Их количество также бывает очень велико.

4.Географическоеположениевулканов

Слайд23
Учитель. Вулканы на земном шаре размещены неравномерно. Они встречаются чаще всего в сейсмических поясах, на границе литосферных плит, образуя огромные по протяженности вулканические пояса, о которых мы говорили, изучая землетрясения. Вспомните их. (Ответы учеников)

Посмотрите на карту, как обозначают вулканы на карте? (Потухшие — черная звездочка, действующие красная)

Учитель. Практическая работа №7. Нанести на контурную карту вулканы и сейсмические пояса.

Слайд 24

Выполним практическую работу в контурных картах на ст.2.
Проведения инструктажа.
Задания в учебнике на ст. 85.
Сейчас мы обозначим на контурных картах крупнейшие вулканы мира: Ключевская Сопка, Везувий, Кракатау.

Учитель. Домашние задание: Определить географическое положение вулкана по плану(Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка)
План

1. Название вулкана, высота.
2. На каком материке, и в какой его части расположен.
3. Определить географические координаты вулкана.
4. Тип вулкана: действующий или потухший.

Вывод. Вулканы, как и землетрясения, размещены на Земле неравномерно. Они возникают на границах литосферных плит, в результате их движения.

Чем отличаются вулканы от обычных гор?

(Строением, вершиной - это конусообразная гора)

Значение вулканов.


Учитель. Извержения вулканов - это катастрофическое явление природы, которое вызывает у людей страх - они унесли бесчисленное количество жизней, стерли с лица земли целые города и превратили обширные земли в бесплодные пустыни.
Слайд 25,26 Последний день Помпеи
История знает много таких примеров - 24 августа 79 года тридцать тысяч жителей Помпеи, которая находилась на юге Италии, и тысячи жителей других соседних городов были застигнуты врасплох внезапным извержением вулкана Везувия. Тысячи людей погибли в первые часы извержения вулкана. Еще тысячи погибли в последующие несколько дней. Так цветущий город Помпеи превратился в город смерти.

Проблемный вопрос
- На самом деле вулканизм приносит только вред? Есть ли польза от этой внутренней силы Земли?

Самостоятельная работа по дополнительному материалу заполнить таблицу
Просмотр таблицы и ее заполнение. Слайд 27

ПОЛЬЗА ОТ ВУЛКАНИЗМА

Со временем богатый минеральными веществами вулканический щебень превращается в очень плодородную почву. На ней снова появляется растительность, и люди возвращаются в окрестности вулканов, чтобы обрабатывать землю, которая дает прекрасные урожаи.
Лаву и различные вулканические породы используют для строительства домов и дорог.
Некоторые древние вулканы служат крупными источниками серы и других ценных минералов.
Также в вулканах находят алмазы, золото и полудрагоценные камни, такие как опал,...

Учитель. У вас на партах есть табличка, которую вы заполните дома и на следующим уроке мы проверим, кто слушал меня внимательно.

6. Источники, гейзеры.

Слайд 29 Образование гейзера

Слайд 30,31,32

Учитель. После вулканическими явлениями есть – гейзеры, горячие источники.

Учитель. О работе гейзера возникает два вопроса: почему он выбрасывает воду сильной струей и почему действует периодически? Объясняют это так.

Гейзеры

Эти “природные чайники” кипят не на огне горелки, а благодаря тепловому потоку магмы, который, поступая из глубин, нагревает подземные воды. Так возникают гейзеры и горячие источники. Если прямо из-под земли бьет фонтан кипятка и пара – это гейзер (с исландской хлынул)– горячий источник, периодически фонтанирует.

Горячая магма нагревает подземные воды до кипения. Пара, которая образуется при этом, накапливается в подземной полости и, давя на поверхность воды, выталкивает ее в виде высокого столба, который иногда достигает 20-40 м. Самые высокие из гейзеров поднимают воду даже на высоту 70-90 м! Затем вода, просачивается сквозь слои горных пород, несколько охлаждается и возвращается в недра. Для повторного извержения требуется время на нагрев воды и образование пара. Итак, цикл работы гейзера состоит из периода покоя, когда подземный резервуар заполняется водой, и заключительного выброса нагретой до температуры 80-100 градусов С воды и пара. Что же такое гейзер? Слайд

Учитель. Большой гейзер находится в Исландии фонтанирует на высоту 30 м каждые 24 часа. Гейзеры распространены в Новой Зеландии, США, Камчатке.

Горячие источники

Часто встречаются и обычные горячие источники, которые в отличие от гейзеров, постоянно вытекают на поверхность из трещин земной коры.

Вода в них от магмы насыщается различными газами и солями.

Человек пытается поставить себе на службу энергию гейзеров и горячих источников.

Аборигены Новой Зеландии еще с давних времен готовили пищу в природных источниках горячей воды.

В Италии были известные римские бани, которые использовали подземные горячие источники.

Сейчас воду гейзеров для отопления школ, бассейнов, больниц, жилых зданий, промышленных предприятий используют в Исландии.

Уже работают подобные “котельные” в Японии, России, Новой Зеландии, США, Мексике и некоторых других странах мира.

Это экологически чистый вид энергии, который называют геотермальным (с греческого – земное тепло).

Грязевые вулканы Слайд 33,34

Геологические образования над трещинами в осадочных отложениях, вмещающих залежи газа с высоким давлением. С ними связано постоянное или периодическое извержение грязевых масс, горючих газов и тому подобное.
Грязевый вулканы преимущественно приурочены к регионам, где в разрезе присутствуют глинистые породы, отложения подводных оползней, глины, пески.
Такие действующие вулканы есть у нас в Крыму и на Закарпатье. Наиболее известный Старунский грязевой вулкан.

7. ТОП- 5 самых больших извергающихся вулканов последних лет.

СЛАЙД 35-40

Вулкан Эйяфьятлайокудль

Эйяфьятлайокудль (Eyjafjallajokull) означает "Остров горных ледников". Ледник конической формы, шестой по величине в Исландии, покрывал активный вулкан. Высота вулкана составляет 1666 м. Диаметр кратера вулкана равен 3-4 км, ледниковое покрытие - около 100 кв. км. Последнее извержение вулкана было зарегистрировано в 1821 году.

Исландские ученые долгое время наблюдали за вулканом, отслеживая признаки сейсмической активности.

21 марта 2010 года вулкан проснулся после 200-летней спячки. Извержение было настолько мощным, что в Исландии был введен режим чрезвычайного положения. Было прекращено движение по близлежащим автодорогам и отменены некоторые авиарейсы. Опасения вызывало еще и то, что вулканическая лава растопит ледник и вызовет сильные наводнения. Однако после проведенных исследований специалисты пришли к выводу, что угрозы для местных жителей извержение не представляет. Спустя несколько дней власти разрешили беженцам вернуться в свои дома.

Вулканологи смогли подойти к кратеру на расстояние нескольких метров и снять извержение на камеру, они увидели, что трещина, из которой выходит лава, имеет длину около 500 метров.

Новое извержение вулкана на юге Исландии началось в ночь на 14 апреля 2010 г. Из зоны бедствия было эвакуировано около 800 человек.

Вулкан за первые 72 часа "работы" выбросил около 140 миллионов кубометров материала, из которых около 100 миллионов поднялось в атмосферу и было разнесено ветрами на юг и восток от острова.

V. Закрепление изученного материала.

Учитель. И так закрепим наш материал и сыграем в игру «Морской бой» по вопросам изученной темы.

1.Процесс образования и движения магмы от шара астеносферы до поверхности Земли называется… (магматизмом)
2. Процесс выхода магмы на поверхность Земли называется... (вулканизм)
3. Канал, по которому магма движется к поверхности - ... (жерло)
4. Отверстие, через которое изливается лава - ... (кратер)
5. Магма, что извергнута на поверхность - ... (лава)
6. Вулканы делятся на 2 вида - ... (действующие и потухшие)

7. Вещества, что извергают вулканы… (вулканические пепел, бомбы, газы)
8. Подземные воды вблизи вулканов - это... (гейзеры и источники)

VІI. Итог урока. Оценивания
Рефлексия:

Метод «5 предложений» Слайд 42
1. Сегодня на уроке мне ...
2. Меня особенно удивило то, что ...
3. До начала урока я думал(думала), что ...
4. Было бы хорошо, если бы ...
Обсуждение результатов работы на уроке. Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание.
• Проработать параграф учебника.
• Определить географическое положение вулканов по плану ( Орисабо, Ключевская Сопка, Кракатау)

Кiлькiсть переглядiв: 6

Коментарi